Гостиная

Выставка современного искусства

В городе Приозерске открылась настоящая галерея современного искусства с яркими и монументальными работами.
Сочные краски, чёткие образы, сложные технические решения и сдержанный академический стиль — вот особенный антураж выставки молодого художника, гордости нашего города и края — Марии Лихой — члена Союза Художников России и члена Национального Союза пастелистов России.

4 октября 2021 года в Киноконцертном Зале г. Приозерска состоялось открытие выставки Марии Лихой — «Современное искусство».

На открытии было много уважаемых гостей и учащихся художественной школы и школы №5.
Любовь Алексеевна Котова — заместитель главы администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обратилась с приветственным словом и поздравила с открытием Марию и ее родителей — Марию Петровну и Андрея Ивановича Лихих. Заведующая отделом народного творчества Алина Андреевна Якушева выразила слова благодарности и доброго напутствия от Киноконцертного зала автору выставки.

Выставка посвящена современному искусству. В первую очередь на выставке представлен женский портрет — как образ сильной волевой современницы и женщины, творящей историю. Яркие краски и сочные мазки передают силу характера и особенное отношение художника к каждому персонажу.
Также на выставке представлены портрет рыбака и его жены. Серия работ о родном городе — Приозерске и необычные пейзажи торжественного и монументального Петербурга!

https://vk.com/kkz_priozersk

 

ДОБРЫЕ ИСТОРИИ МАРИИ БУДЕЕВОЙ


Дорогие друзья, в холле Приозерской районной библиотеки открылась уникальная выставка детской книжной иллюстрации талантливой молодой художницы Марии Будеевой На выставке вы сможете познакомиться с ее замечательными работами, в том числе и с иллюстрациями к сборнику стихов "Лесные истории", автор которых сама Мария. Ведь она не только художник, но еще и поэт.
Мария родилась в Приозерске. Окончила художественную школу. После окончания школы училась в реставрационно-художественном лицее г. Санкт-Петербурга, далее в Университете культуры на факультете музееведения. В 2017 г. окончила Академию художеств по направлению искусствоведения. Имеет множество дипломов и грамот в художественных конкурсах, печатается в журналах по искусству.
Машины иллюстрации можно рассматривать бесконечно - яркие , динамичные со множеством мелких деталей и интересными сюжетными линиями они притягивают взгляд не только ребенка, но и взрослого. А перед выставкой каждого встретит огромный Зайка, один из героев стихотворений и рисунков Марии.

 

https://vk.com/matilda18  

https://vk.com/id238834417

     

Газета "Красная Звезда" от 08 июля 2021 года.

   

Несение тягот и школа жертвенности

Вот уже тринадцатый год 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Праздник возвращает нас к лучшим русским традициям, заставляет задуматься о семейных ценностях.

Недавно в редакцию с личным вопросом обратилась Мария Кондакова. В ходе разговора мы отвлеклись от темы, которую обсуждали, и я узнала об интересной и непростой судьбе собеседницы.

Родилась она в многодетной семье в деревне под Старой Руссой. Когда началась Великая Отечественная война, из 12 детей двух старших братьев забрали на фронт, а десять остались с отцом и матерью. Мария Николаевна не запомнила первые дни войны, была слишком мала. Только врезалась в память картина, как мама хватала её и ещё маленькую сестричку, бежала с ними в баньку, чтобы спрятаться от бомбёжки под лавками. С тех пор не может забыть запах сырости и ощущение сжимающегося от страха серда.

«Если умирать, так вместе»

Когда в срочном порядке стали эвакуировать детей, младших хотели у матери забрать, чтобы отвезти во Владимирскую область. Как потом вспоминали в семье, мать никого не отдала и сказала: «Если умирать, так вместе!». Так она сберегла всех, и старшие ребята вернулись с фронта живыми.

Из эвакуации в 1945 году большая семья Андреевых перебралась в Кексгольмский район. На хуторе, рядом с колхозом им. Крупской, им выделили самый большой дом. Там же Мария один год отучилась в школе, а потом бегала через лес в кротовскую восьмилетку.

Главные жизненные правила Мария Николаевна усвоила с детства. В многодетной семье нельзя себе позволить чего-то лишнего, особенно в годы лихолетья. Но такие условия помогали человеку научиться заботиться о других, быть поддержкой своим близким в трудную минуту, жертвовать своими интересами, а ещё трудиться через не могу и не хочу.

Батька, так звали главу семьи дети, был строг, и все понимали, что слушаться его нужно с первого раза, иначе он может и ремешком отходить. Как рассказывали старшие сёстры Марии, отец был выходцем из богатой семьи, а мама – из бедной. Жениться им не разрешали, но на стыке двух эпох в 1917 году, когда рушилась старая царская Россия, молодые создали семью и всю жизнь трудились, не покладая рук, подняли 12 детей, пережили все катаклизмы – войну, голод, разруху.

Слушая рассказ Марии Николаевны, вспомнила фразу Николая Бердяева, выдающегося русского философа и публициста прошлого века. Он написал, что семья – это совместное несение тягот и школа жертвенности. В наши дни эта фраза особенно актуальна, когда идут нападки на традиционные семейные ценности и молодому поколению навязывают культ потребления.

Дамский танец решил судьбу

Мария Николаевна со своим супругом Константином Кондаковым живут вместе уже 61 год. На их долю выпало немало тяжёлых испытаний, но они всегда были друг другу надёжной опорой. Спустя годы после первой встречи нежность и теплота первых чувств не угасли. В разговоре со мной собеседница, не задумываясь, ненароком произносила слова: «мой золотой, любимый супруг, мой заинька». Да и вспоминая о ком-то из близких, непременно называла их ласково: «Валерушка, сватьюшка, Олюшка…». И так о каждом.

При этом в молодости Мария не была тихоней и своего любимого выбрала сама. В начале 60-х танцевальные вечера в Приозерске проходили в здании кирхи. Мария попросила у сестры туфельки на каблуках и отправилась на танцы. Она хорошо помнит, что, как только вошла, в углу слева увидела парнишку, на вид очень застенчивого. Тут объявили дамский вальс, и она прямиком пошла к нему. Ей показалось, что он даже немного попятился, но этот танец закружил их, и более они не расставались.

После службы в армии Константин Михайлович остался в Приозерске. Четверть века он отслужил в воинской части. Одновременно развивал талант художника, окончив заочное отделение Народного университета искусств. В Приозерье Константин Кондаков известен как живописец, на чьих полотнах отражены красоты Приладожья. Его картины наполнены любовью к земле, к людям. Главным критиком творческих работ, точкой опоры Константина Михайловича всегда была супруга Мария Николаевна. Внучки находятся далеко, но, невзирая на расстояния и границы, приезжают дважды в год, а старшая пошла по стопам деда – стала художницей и радует его своими успехами.

Ирина КОЛЧАК

На снимках: Мария и Константин Кондаковы зимой 1960 года и летом 2020-го.

Фото из архива семьи Кондаковых

Вместе с весной в каждый дом, в каждую семью приходит светлый Праздник Победы. Все дальше в историю уходят события минувшей Великой Отечественной войны. В память о тех страшных годах, о тех, кого уже нет, мы храним семейные реликвии.

Известная приозерская художница Галина Николаевна Мостовая – не исключение. Многие её родственники прошли горнило войны. Мать и отец воевали. Г.Н. Мостовая трепетно бережет всю информацию о своих родных.  В её семье хранятся пожелтевшие от времени фронтовые фотографии, газетные статьи, орденские книжки и картины об исторических событиях, написанные её отцом Николаем Ивановичем Киселёвым, участником Великой Отечественной войны.

Николай Иванович не был профессиональным художником, но мечтал им стать с юных лет и даже учился  рисовать в рабочем клубе  г. Ленинграда. В начале войны, Николай Иванович работал на оборонном предприятии в блокадном Ленинграде.  Трудно поверить, что он в свои цветущие годы весил тогда 36 килограммов. Несмотря на «бронь», Киселев добился призыва в действующую армию.  Прошел всю войну. В послевоенном Кенигсберге закончил службу начальником секретной части в звании гвардии старшего лейтенанта. Награждён двумя орденами «Красной звезды» и многими медалями.

После демобилизации Николай Иванович работал на важнейших объектах по восстановлению народного хозяйства. В 1955 году в город Павлодар в Казахстане стали прибывать первые механизированные колонны строителей, в первых рядах которых был Н.И.Киселев. При освоении целинных земель город получил «второе дыхание», началось новое мощное строительство комбайнового и алюминиевого заводов. Николай Иванович был назначен главным инженером, а затем начальником управления механизированных работ. В 1969 году стал директором комбината ЖБИ-2, где работал до ухода на пенсию. Николай Иванович вел большую общественную работу, избирался членом Павлодарского горкома партии и депутатом горсовета, был удостоен почетного звания «Заслуженный строитель Казахской ССР», награжден орденом «Октябрьской революции»,

Любимым занятием Николая Ивановича в часы отдыха было рисование. Юношеская мечта – стать художником частично осуществилась. Встретить с этюдником его можно было где угодно: на берегу Иртыша или озера, в зареченском лесу, в пригородном совхозе или на заводе.

В эти годы было написано множество полотен. В каталоге к выставке Н.И.Киселева, 1971 года, сохранившемся у его дочери Г.Н.Мостовой, числится 38 картин и их фотографии. Картин было гораздо больше, но, к сожалению, у Галины Николаевны сохранились не больше десяти. Три из них о Великой Отечественной войне.

Война не отпускала Николая Ивановича в мирное время. Он был свидетелем и непосредственным участником стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Каждая его картина о войне – это повествование о нём самом.

В 1967 году Н.И. Киселев принял участие в первой Павлодарской областной выставке художников-любителей с  картиной «Бьется в тесной печурке огонь». В том же году эта картина была представлена на Всесоюзной выставке в Москве и была отмечена дипломом и медалью. Кажется, такой незатейливый сюжет: сидят три бойца у печурки, в которой горит огонь – символ жизни, света и тепла. Каждый думает о своем: о жизни, о смерти, о страхе, об отваге, о любви, о родном доме. Спиной к нам сидит совсем юный мальчик в большой шинели не по росту и играет простую мелодию, которая затрагивает души солдат. Секрет признания этой картины в том, что суть её была близка всем, любима и узнаваема.

Если спросить у людей на улице о самой страшной и трагической странице Великой Отечественной войны, то ответ, скорее всего, будет единодушным – блокада Ленинграда. Это самый трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тысяч жителей. Синявинские высоты, ставшие местом ожесточенных боевых действий в период 1941 - 1944 годов, сыграли решающую роль в битве за Ленинград. Именно в лесах и болотах у небольшой деревни Синявино решалась судьба героического блокадного города.  "Прорыв блокадного кольца. Синявинские болота"  - картина Николая Ивановича об ожесточенных боях зимой 1944 года, в одном из которых он был ранен в ногу и попал в военный госпиталь. На полотне Николай Иванович рисует советских солдат, наступающих на немецкие позиции.  Дальний берег пылает в огне, грохочут орудия, выпускает ракеты «катюша», в небе ведут бой самолеты.  Кто-то ранен, кто-то уже убит, но солдаты бегут вперёд, выполняя свой долг перед Родиной. На переднем плане Н.И.Киселев нарисовал себя, падающего на снег, скошенного пулей противника. Это был его один из первых боев в качестве молодого командира после краткосрочных  курсов.

На картине "Салют в честь прорыва блокады"  Николай Иванович изобразил себя на больничной койке, смотрящего со всеми вместе на красочный  салют в честь  долгожданного события, навсегда вошедшего в славную историю  Ленинграда.  Ночной город был весь залит светом.  27 января 1944 года все праздновали победу войск Ленинградского фронта, и залпы орудий несли  не смерть, а радость. Салютовали в честь выживших и погибших военных, мирных ни в чем не повинных жителей, которым удалось выстоять в почти 900 дневной осаде.

Три картины о войне – три важных реликвии семьи хранит художница Галина Николаевна Мостовая в память об отце, о Великой Отечественной войне. Это не просто память – это неповторимое  завещание живущим.

Т.Л.Лихманюк. Фото из архива Г.Н.Мостовой

     

В субботу, 17 апреля, в Выставочном зале музея-крепости «Корела» состоялось торжественное открытие персональной выставки петербургского художника Вика «Дата сотворения».
Вячеслав Забелин (1953-2016), более известный в кругу почитателей искусства под псевдонимом Вик, - один из видных представителей петербургского андеграунда. На выставке представлены работы, которые отличаются стилистическим и тематическим многообразием, демонстрируют самые разные грани дарования художника с 1979 по 2014 годы. Красной нитью в творчестве художника проходит тема Светлого Христова Воскресения: многие произведения Вика, представленые на выставке, относят зрителя к Пасхе, яркости красок, радости жизни, ликованию души.
При открытии выставки выступила с рассказом о жизни и творчестве художника его жена О.А. Забелина, а также была проведена небольшая ознакомительная экскурсия по его произведениям. В завершении мероприятия гости и участники обменялись своими впечатлениями от знакомства с творчеством Вика.

     

  

https://vk.com/korela_fortess  фото Т.Лихманюк

Коллекционирование  считается одним из самых популярных увлечений в мире. Собирают всё: от фантиков до дорогих автомобилей. Я сама привожу из каждой поездки магнитик с видом того места, где побывала. Среди моих знакомых есть люди, собирающие картины, марки, открытки, книги с автографами.

Как-то в изостудии в перерыве между написанием картин одна наша художница Нина Петровна Артёмова рассказала про свою домашнюю коллекцию. Нину Петровну многие знают по её прекрасным картинам с изображением милых деревенских животных: козлёнка, утят, петуха, а также величественных гор и других пейзажей, не раз принимавшей участие в выставках Объединения приозерских художников.

Домашняя коллекция оказалась маленьким залом Этнографического музея. Нина Петровна до 2010 года жила в Норильске, её знакомые геологи не раз посещали плато Путорана - это горный массив, образовавшийся в результате извержения вулкана около 252 000 000 лет назад. Именно его активность стала причиной гибели  70% разновидностей животных и 96% видов морских обитателей. Находки геологов и дали начало небольшой, но интересной коллекции, в которой есть каменное дерево, окаменелые раковина, жуки и бивень мамонта. Когда уезжали из Норильска, друзья положили в контейнер пакет - это был приятный подарок: каменная руда, медь, пирит, никель.

Нина Петровна много путешествует и отовсюду привозит необычные этнографические предметы. В её коллекции есть соляные отложения "Роза ветров" из Туниса, кусочек вулкана из Кипра, кораллы с острова Фиджи, Таиланда и из Красного моря, янтарь из Прибалтики, который они с мужем собирали сами на берегу Балтийского моря, якутский барабан шамана и варган -  губной музыкальный инструмент, марокканские барабаны, этнические наряды из Египта, Вьетнама и многое другое.

    

       

Часто Нина Петровна навещает свою дочь, которая живёт в США, и привозит в свой маленький музей новые экспонаты. Так из штата Виргиния после посещения пещеры привезла купленные там камни: кварц, аметист, кальций и другие, а из Долины Смерти штата Невада, где проводятся раскопки, окаменелых  таракана и жуков.

Меня в её коллекции заинтересовал большой осколок древнего глиняного кувшина. Оказывается, когда-то Нина Петровна отдыхала в Крыму и занималась дайвингом. С инструктором они опускались на глубину до 10 метров. По дну ползали крабы, лежали рапаны, плавали рыбы, но Нине Петровне очень хотелось найти какой-нибудь реликтовый предмет, этим она и поделилась с инстуктором-аквалангистом. Так и не случилось ей отыскать клада, но на память инструктор  подарил ей часть глиняного горшка, который оказался ровесником Византийской эпохи в Крыму.

Нина Петровна Артёмова очень дорожит и гордится своей  удивительной коллекцией, ей хочется поделиться своими знаниями и показать её людям, найти единомышленников.

Т. Лихманюк, фото автора.

       

Сегодня я в гостях у замечательной семьи Кондаковых Константина Михайловича и Марии Николаевны.  Константин Михайлович - один из известных и интересных в городе художников. Величественные сосны, зеркальная гладь Ладоги, гранитные и песчаные берега - любимая натура живописца. Художник, точно улавливая цветовой строй и колорит окружающего мира, с убедительной достоверностью передает его на холсте, что позволяет создать ощущение правдивости и естественности.

Константин Михайлович также с достоверностью изображает любимые места нашего города. Сила искусства позволяет нам снова пробежаться по знакомой улице, увидеть крепость Корелу, исторические памятники района и даже вернуться в места, которых, быть может, уже нет на карте, но они созданы живописцем и останутся в нашей памяти.

-  Константин Михайлович, расскажите, как Вы стали художником.

- Родился я в 1935 году в рыбацком поселке на берегу великой реки Волги. В 1954 году я был призван в ряды Советской Армии и после "учебки" попал служить на Ладогу в  политотдел части. Вот здесь и пригодилось умение рисовать, приобретенное в школьные годы, когда я был участником редколлегии.  В клубе части тогда было очень хорошее обеспечение.  Помню: первоклассный ватман свободно стоял в огромных рулонах и его можно было брать, сколько хочешь. Рисовал портреты членов политбюро ЦК КПСС на формате два метра на полтора в технике сухой кисти. Их вешали на внешней стене штаба между окнами. Фотография одного из портретов А.Косыгина долго хранилась в альбоме, пока её не попросила на память внучка.

После четырех лет срочной службы остался жить в городе Приозерске. Работал художником-оформителем в училище № 11. Дали мне маленькую комнатушку. В ней работал и здесь же спал. Затем работал художником-оформителем в ДК Целлюлозного завода и в Гор.торге. В 1964 году начальник клуба части предложил мне должность художника-оформителя, и я вновь оказался на военной службе. В общей сложности прослужил 25 лет. Выйдя на пенсию, работал художником на ДОЗе, а затем в военном санатории, проработав там до 2008 года.

- Константин Михайлович, Ваши детство и юность выпали на время Великой Отечественной войны.  Что Вы помните из того времени?

- Времена, конечно, были тяжелыми.  Но я вовремя в 7 лет пошел в первый класс. Школа была небольшой, деревянной. Все начальные классы группами занимались в одной комнате. Учительница была одна на всех. От неё мы получали разные задания. Помню, как мы с мальчишками играли в войнушку. На участке перед  домом выращивали табак, сушили, мололи, и я ходил его продавать морякам, чтобы как-то заработать.  Помню, как по селу вели немецкого диверсанта, которого поймали поблизости. В то время шли жестокие бои за Сталинград, над нами постоянно кружили самолеты. Мне исполнилось 10 лет, когда закончилась война. Я сдал экзамены об окончании начальной школы и пошел учиться в другое большое село, где окончил среднюю школу.

- После окончания школы, Вы пробовали учиться на художника?

- В школе я мечтал стать танкистом, строить мосты или быть морским летчиком. А после окончания срока службы в Советской Армии, пробовал поступать в Ленинградское художественное училище, но не получилось. Повторно поступать туда я не стал. В 1972 году окончил два курса декоративно-оформительского отделения  заочного Народного университета искусств и решил для себя, что достигну всего практикой.

- Константин Михайлович, как вы познакомились со своей женой Марией Николаевной?

- С женой познакомился в 1960 году на танцах в Кирхе. Мне сразу понравилась симпатичная девушка, и я пригласил ее на танец.

В разговор вступает жена художника:

- Нет, дело было не так. Это я его первым увидела и пригласила на "белый"  танец. С тех пор уже 60-лет вместе. У нас родились двое сыновей, есть две внучки, живущие заграницей. Одна из них стала художницей.

Константин Михайлович достаёт каталог современных картин внучки Кондаковой Светланы, выпущенный заграницей.

- Константин Михайлович, Вы же еще и хороший портретист. А кого Вы изображаете на своих портретах?

- Пишу простых и известных людей нашего города, исторические личности. Для выставки "День художника-2017" написал портреты ветерана ВОв, директора средней школы № 4 С.К.Бакуты  и маршала Советского Союза Г.К.Жукова.  Пишу своих родных - жену, внучек.

- Есть ли у Вас планы на ближайшее будущее?

- К 75-летию Великой Победы хочу написать новый портрет  Георгия Константиновича Жукова и уже сделал копию фрагмента картины Ю.Непринцева "Отдых после боя". Эту картину я когда-то писал, когда служил матросом в Советской Армии.

Мы еще долго разговаривали о детях, искусстве, выставках. Было очень приятно находиться в гостях у этой дружной, гостеприимной семьи. Хочется пожелать им здоровья и долгой плодотворной жизни.

Беседу вела Т.Лихманюк. 4 февраля 2020 года.

Марина Карелина - участник выставок Объединения приозерских художников:

Недавно познакомилась с интересным человеком - искусствоведом, писателем Татьяной Княжицкой.
На встрече говорили о многом: о живописи, людях, о жизни и о судьбе нашей планеты. Два часа пролетели, как две минуты. А, в итоге, после нашего разговора появилась вот такая статья-интервью.
Конечно, не вся наша беседа вошла в эту статью. И всё же я познакомилась с интересным человеком, у вас появилась прекрасная возможность узнать обо мне больше и тоже познакомиться с работами Татьяны.

https://vk.com/id18417131

«Среди художников нет злых людей». Интервью с психологом, арт-терапевтом Мариной Карелиной.

Беседу провела и записала Татьяна Княжицкая кандидат искусствоведения

Марина Карелина – человек разносторонних интересов: она пишет картины и сочиняет музыку, поет, танцует, ведет творческие мастер-классы, работает как коуч и арт-терапевт. По основному образованию – психолог. Каждый из ее талантов проявлен, каждый реализуется в социуме и видно, что сама она получает от этого удовольствие. По типу личности она исследователь: исследует мир с помощью живописи и называет себя проводником в мир души человека.


Марина, о каком Вашем таланте будем сегодня говорить?

Давайте поговорим о живописи, она сейчас во мне сильно звучит. Увлекаюсь я живописью давно и возвращаюсь к ней вновь и вновь, несмотря на большие перерывы. Я уже много лет принимаю участие в выставках, имею дипломы, но профессионального художественного образования при этом у меня нет. Поэтому для меня сказать: «Я – художник», – это смелое заявление. Тем не менее живопись мне очень близка, я использую многие живописные техники в своей работе. И в каждую свободную минуту тоже стараюсь заняться любимым увлечением.
Где и у кого Вы учились изобразительному искусству?

Знаковая фигура в моей жизни – это Владимир Артамонов. Художник, руководитель студии живописи для взрослых в Санкт-Петербурге. Я познакомилась с ним еще в середине 1990-х. Тогда у нас и возникла мысль о том, что стоит обучать взрослых людей рисовать, тех, кто никогда не рисовал, и делать это быстро, сохраняя интерес и мотивацию людей. Пришло общее понимание, что идти надо только от внутреннего состояния. Не от формы к содержанию, а наоборот, от содержания к форме.

Я сама училась у Владимира и с удовольствием наблюдала, как у каждого человека, пришедшего в студию, он развивал свой почерк, искал его особенный стиль, и в этом смысле он – хороший педагог. Он не просил всех нарисовать одинаковый куб. Он давал нам основы рисунка, а дальше говорил: «Рисуйте душой, так, как вы чувствуете этот предмет, постарайтесь его полюбить. Почувствуйте то, что вы рисуете». Через это и шло обучение. И на мой взгляд именно это можно назвать интуитивной живописью, а не то, что принято называть ею сейчас.

Второй значимый для меня человек это Людмила Ковалева – руководитель студии «Школа старых мастеров». Она открыла мне мир серьезной глубокой живописи, мир копиистов. Я написала несколько картин в её студии, а сейчас пишу дома самостоятельно, и когда есть время, с удовольствием приношу свои работы в студию на ее оценку.

Вы пишете картины по фотографиям?

Да, я не очень люблю пленэр. Мечтаю писать Ладогу. Но за полчаса ладожского заката свет и цвет пейзажа изменится тысячу раз! Как успеть это отобразить на картине? Тем более, во многом я педант и могу одно облачко рисовать часами. Но если при этом у меня жужжит комар над ухом, все удовольствие заканчивается.

Как долго Вы работаете над одной картиной?

Могу часа два, могу два месяца. По-разному. Это зависит и от картины, и от того, какую задачу я ставлю перед собой. Если сделать набросок, оттренировать какую-то деталь, то времени потребуется немного. А, вот если делать копию, то, конечно это совсем другой уже труд.

Из Ваших работ какая у Вас самая любимая?

Это копия работы Эмилии Прейм – натюрморт с бокалом шампанского. Ее я писала на одном дыхании и была горда собой, когда завершила.

Вы участвуете в очных или онлайн-мастер классах?

Я не люблю мастер-классы. Не успеваю на них ничего осознать. Когда мне говорят, бери кисточку и тыкай сюда, я спрашиваю себя, а чему я в данный момент учусь? Ведь так писать я могу и сама по себе. Но кое-что всё же бывает полезно, тогда это беру на вооружение и дальше пробую применять в работах. Вебинары в записи для меня предпочтительнее, их можно пересматривать, возвращаться к тем местам, которые не получаются. На вебинарах разных художников я анализирую, что мне нравится в их манере писать, что близко, что нет. Это помогает найти свой стиль, вырабатывать свой почерк.

Вы продаете свои картины?

Да. И многие дарю. Дарю в основном небольшие работы.  А с любимыми большими работами пока не готова расстаться. На заказ пишу редко. Ведь живопись для меня — это возможность заняться любимым творчеством, а не способ заработать деньги, удовлетворив интерес заказчика.

Что дает Вам финансовую стабильность?

Я бизнес-тренер, сотрудничаю с крупными компаниями Санкт-Петербурга и других городов. В основном моя работа заключается в разработке систем обучения и проведении тренингов по развитию персонала компаний. Тренинги сейчас провожу в основном по скайпу. С одной стороны, это удобно. Можно, находясь в одном городе, работать со всей страной. Но, с другой стороны, при этом всё же теряется живое общение. И я с ужасом думаю, что если все обучение уйдет в онлайн, то будет беда. Проводя вебинары людей же не видишь. Это разрушает человеческие отношения. В чате не задаются открытые вопросы, только закрытые, вот и бегут потом в чате плюсы и минусы, вместо живых слов.

Я очень люблю живое общение. И пусть ко мне на занятие придет один человек, но мы с ним будем общаться и смотреть друг другу в глаза и соприкасаться душами. Мне не нужно 200-300 человек и общение с помощью плюсов и минусов. К счастью, я провожу скайп конференции, поэтому и вижу, и слышу участников своих тренингов.

Таким образом, Ваше собственное творчество и арт-терапия – это хобби?

Да, и я не хочу делать их основным источником дохода. Мне важны люди, каждый, кто хочет соприкоснуться со своей душой. Мои мастер-классы идут три-четыре часа и это небольшие группы, где мне важно с каждым лично пообщаться. Группы максимум шесть человек, чтобы я успела с каждым поработать. Я видела мастер-классы, которые проводят профессиональные художники: по пятнадцать-двадцать человек. И участник иногда ждёт по часу, пока к нему подойдёт педагог. А бывает, что художники дописывают картины за своими учениками. Я категорически против этого.  Ведь человек должен научиться сам!

Какой возрасту Ваших учеников?

Самый разный! Самому юному участнику было десять лет, самому старшему – восемьдесят.

В психологии, как и в искусстве, много разных направлений. Есть гештальтпсихология, трансперсональная, разные другие. Какого направления придерживаетесь Вы?

Я работаю в рамках гуманистической психологии. Она рассматривает личность человека как уникальную целостную систему. И эта система – не что-то заранее данное и определённое навсегда. Она раскрывается и видоизменяется на всём протяжении его долгой жизни. Видимо, поэтому я и применяю в своей работе живопись. Ведь именно она позволяет человеку раскрыть себя, осознать свои чувства, погрузиться в свой внутренний мир, лучше понять себя и окружающих. Мягко исцелить свою душу.

Где Вы учились?

Первое мое специальное образование – музыкальная школа, по классу фортепиано. Затем параллельно я училась одновременно и в университете на специальности экономическая кибернетика и в музыкальном училище по классу эстрадного вокала. Так что по первому диплому я – экономист-математик. А позже, в том же университете я закончила факультет психологии, так как экономика для меня была тесна. А музыкой в 90-е годы было весьма сложно заработать себе на хлеб. В 2006 году я закончила интегральный институт психологии «Либра», который объединил в моей жизни сразу несколько направлений: и совершенствование себя, как специалиста в области психологии, и мои интересы к философии и религии. А в 2017 я закончила Международный Балтийский Институт Коучинга.

Я уже изучила Ваше портфолио и знаю, что Вы владеете разными живописными и графическими техниками. Вы умеете писать акварелью, погружены в изучение техники лессировочной живописи, которую принято называть техникой старых мастеров, создаете монотипии, рисуете маркерами, расписываете стекло.

Да, мне нравятся все эти направления. И все, чем владею сама, я готова передавать другим людям. И именно их я и использую в арт-терапии. Мой подход отличается от того, что обычно происходит на сессиях у психологов. Несмотря на то, что многие из них пользуются рисунком в своей практике, обычно рисунок применяется только как метод диагностики. При этом человеку не дается никаких техник живописи. Мне этого мало.

Профессиональные художники, наоборот, учат техникам создания изображения, но при этом не работают с состоянием человека. Я решила объединить два этих направления, заниматься сразу и внутренним миром человека, и живописью. Сама по себе психология творчества – это безумно интересная вещь: видеть и понимать, как меняется человек, когда он начинает творить, что с ним внутри происходит, какую технику живописи он выбирает и почему, какой сюжет, какие краски, какие качества при этом развивает в себе.

Вы хотите сказать, что выбор вида творчества и техник отражает определенные качества человеческой личности?

Точно. Причём очень сильно. Общаясь с человеком, наблюдя за ним, я могу сказать, что у него в живописи будет получаться хорошо, к какому материалу его будет тянуть. Какой стиль его заинтересует, а самое главное, как это связано с его характером и типом личности.

У Вас на стенах висят Ваши картины – копии в технике старых мастеров. Какие черты характерны для людей, которые этим занимаются?

Усидчивость и терпение.

Это, наверное, свойство любого творца?

Нет, не любого. Бывают люди нетерпеливые, слишком эмоциональные. Они тоже могут выбрать живопись маслом, но у них это будет пастозная живопись, мастихином, они выберут яркие краски и на картине будет экспрессия, взрыв. А в случае копирования – это кропотливая, иногда даже монотонная работа. Ведь нужно очень точно передать картину и замысел автора, особенно если делать не вольную копию, а настоящую. Даже профессиональные художники не все готовы так работать, им бывает неинтересно копировать чужие картины, они хотят творить сами.

А для чего именно Вы копируете чужие работы?

Мне это очень интересно. Ведь когда смотришь чужую работу, ты погружается в личность автора. Думаешь, а почему он поставил натюрморт именно так, почему выбрал именно эти предметы, почему выбрал такое освещение…

То есть Вам интересен этот процесс как реконструкция того, что уже сделал другой творец?

Когда копирую, я учусь у этого мастера. Пытаюсь понять, почему он именно так решил свою живописную задачу. Почему выбрал такое сочетание цветов, тонов, компоновки, даже просто мазков. Ведь все это можно решить разными вариантами, но этот автор сделал именно так, как выглядит у него на картине. Когда копируешь чужую картину и анализируешь, начинаешь понимать состояние автора, его характер. Как психологу, мне это важно и интересно: знать, что чувствовал автор при создании своего произведения.

Если продолжить эту тему, то какие люди выбирают технику монотипии?

Монотипия бывает разная. Первый тип – когда монотипия используется только как фон картины, и художник сверху дорисовывает то, что хочет. В этом случае видно желание автора внести свой труд в картину. Второй тип – когда в оттиске автор только слегка что-то усиливает и дорисовывает только это. Здесь автор играет уже меньшую роль. А, есть и третий тип, когда художник ничего не меняет в получившемся оттиске, и его роль скорее наблюдателя. Этот способ мне ближе. Как видите, даже в одной технике могут реализовать себя совершенно разные люди. Но все эти люди открыты к эксперименту, не боятся ошибок, не думают о том, что у них «не получится».

В копиях важна точность, а в монотипии – нет. Я использую монотипию как арт-терапевтическую технику, когда нужно снять излишний перфекционизм. И самые красивые монотипии получаются тогда, когда человек расслабляется, доверяет своему состоянию, миру, краскам, интуитивно их смешивает и подбирает. Когда человек напряжен, результат его часто не удовлетворяет, а когда расслабляется, то где-то на десятом оттиске получается поразительная красота!

В этом и есть суть моей авторской методики. В арт-терапии я работаю с разными техниками изобразительного искусства и предлагаю их людям для того, чтобы они стали гармоничнее. Например, человек приходит к мне с запросом натренировать свою волю, считая, что ему не хватает жесткости в характере. Я знаю, что ему поможет – графика. В графике необходима чёткость, нужна хорошая линия, и надо научиться вести линию так, чтобы с одного взмаха она шла туда, куда ты хочешь, особенно, если ты работаешь без эскиза. Если у человека чрезмерный контроль, а таких напряжённых людей сейчас очень много, то поможет акварельная техника. Позволить краске произвольно растекаться очень непросто. Так же, как и позволить себе быть не совершенным, отпустить контроль и позволить событиям просто происходить. Вот и стоит попробовать писать акварелью и от этого получить удовольствие. А со временем человеку становится понятно, что, если расслабишься и отпустишь процесс, всё получится само собой. Так, практически, в каждой технике изобразительного искусства мы прорабатываем внутренние качества. Вот в этом и есть мое ноу-хау. Я не делаю из людей художников, это слишком большая ответственность. Но и не просто диагностирую с помощью проективных рисунков. А вот помочь каждому человеку прочувствовать, что он лучший творец и художник своей собственной жизни, я могу.

Марина, а какую технику изобразительного искусства Вы предпочитаете? Или Вы – универсал?

Нет, конечно, не универсал. Универсал для меня означает, что человек достигает наивысшего мастерства во всех направлениях. Я не рискую так о себе заявить. Я действительно люблю многое и не отдаю предпочтение чему-либо одному. Мне интересно исследовать разные техники живописи. Мои любимые Вы уже знаете – масло, акварель, графика, роспись стекла. И в этих техниках тоже есть любимые темы – пейзажи, натюрморты. А, есть жанры и техники, которые я «не трогаю». Например, пастель и портрет человека.  Портрет человека для меня слишком глубокое погружение, поэтому я не берусь за него. К пастели пока не тянет, хотя, с удовольствием любуюсь красивыми работами других мастеров.

Вы учите людей проявлять себя в разных видах творчества. Творческое начало присуще каждому человеку?

Да, конечно.

И каждый может петь, рисовать, танцевать, писать стихи?

Да, да, да! Только, пожалуй, про поэзию не смогу так уверенно сказать, это более сложная вещь. Я сама занималась в литературных кружках и в какой-то момент пришло понимание, что стихи тоже можно научиться писать. И всё же, нужно чувствовать ритм, а главное ценить красоту слова, любить свой язык и иметь художественный взгляд на мир. Вот в танцах все проще. Если вы можете ходить и считать до четырёх, тогда сможете и танцевать. Чувство ритма и знание фигур развивается. С вокалом точно также. Если вы можете говорить и слышите, значит сможете петь. Музыкальный слух и вокальные данные тоже развиваются. Да и с живописью, если человек различает цвета и может держать кисть в руках, то рисовать тоже сможет. Все могут. Было бы желание!

По своему опыту помню, что не все. Я своему соседу по парте все задания на уроках рисования доделывала.

В этом случае, возможно, не повезло с педагогом. Я разделяю понятия «педагог» и «учитель». Учитель – это тот, кто учит конкретным навыкам. А педагог – тот, кто помогает найти талант, вдохновляет и может зажечь так, чтобы ребенок раскрылся, полюбил то, что делает, поверил в себя. И при обучении взрослых это важно. Когда я прихожу сама на мастер-классы, для меня важен педагог, и от того насколько мне близка методика его преподавания зависит, буду ли я у него учиться. И я сама, проводя мастер-классы, тренинги, стараюсь, чтобы люди получали удовольствие от процесса обучения и творчества. Вы бы видели, с какими счастливыми лицами уходят люди после моих мастер-классов! И вот эта радость в глазах, наверное, самое дорогое, что дарит мне живопись.

Какие задачи преследует арт-терапия? Терапия – это же про лечение?

Задача арт-терапии – изменение внутреннего состояния человека. Мне ближе слова исцеление, достижение внутренней целостности. Такого состояния, при котором исчезают внутренние противоречия, конфликты. Погружаясь в творчество, человек соприкасается со своей душой. Он начинает вспоминать, чего же он на самом деле хочет? Что он хотел в детстве? Как он может выразить сейчас себя, свое состояние? Он задает себе вопросы и в ответах узнает себя. Я задаю людям вопросы о том, какую технику они хотят выбрать сейчас? Это будет графика, пастель или акварель? Какие цвета? Так шаг за шагом мы смотрим, что он за личность, что сейчас требует самовыражения, и как он, с его огромным миром, представлен в социуме? Реализует ли он себя на все сто процентов? Или мир знает только маленькую его часть, а какую-то часть и не знает? Или что-то он миру совсем не показывает и это сам не принимает и в себе? Так работа идет и вглубь и вширь.

Чаще всего ко мне люди приходят на точечную роспись мандал, выполненную на стекле. Мандала – это орнамент, символический рисунок, заключённый в круг. Круг в психологии символизирует целостность. Когда человек пишет мандалу, он рисует свой внутренний мир, гармонизируя при этом своё внутреннее состояние. На мастер-классах всегда все справляются, результат есть у всех! Ведь точку поставить несложно, так что точечную роспись все могут освоить. А дальше терпение и труд, немного настойчивости и получаются красивые, сложные работы.

Я вижу у Вас здесь много таких мандал с росписью. Каждая особенная?

Каждая мандала имеет своё значение. Ведь и каждый орнамент, который используется для росписи, несёт свой сакральный смысл. Мандалы могут служить и оберегами и талисманами. Привлекать желаемую энергию в жизнь человека, либо хранить ту, которая сейчас для него важна.

Я делаю и двусторонние мандалы, в них рисунок наносится с обеих сторон, как отражение того, что представлено внешнему миру, а что от него скрыто. При росписи я совмещаю две техники – точечную и витражную росписи. Точечная роспись – самый древний вид живописи. Ведь в начале «была точка». Из неё уже родился рисунок, из рисунка символ.  А витражная роспись является для меня символом отражения живописи в духовном развитии человека. Витражные мандалы я располагаю на свету. И солнечный свет, проходя через них, играя разноцветными красками, хранит память об иных мирах.

Когда люди приходят к Вам на мастер-класс рисовать мандалы, они же не знают их символическое значение? И Вы им наверняка образцы даете?

Они приходят, и я их спрашиваю, о чем вы хотите создать свою мандалу? Чему она будет посвящена? Любви? Успеху? Благосостоянию? Какой символ мог бы выражать то, что вы хотите нарисовать? Мы всегда реализуем запрос от человека. Конечно, я показываю образцы. Не все люди сами от руки могут быстро нарисовать орнамент, как это делаю я. Бывает, что и с моей помощью вначале сложно, руки дрожат, точки не туда ставятся, линия ровная не получается, точки разного размера. Но всегда мы идём от простого к сложному. И в итоге, к концу росписи, у всех всё получается.

Вот покажу Вам мандалу с аутентичным узором саамов, я ее нарисовала после поездки на север. В краеведческом музее я сфотографировала национальную одежду, а потом узор перенесла на мандалу. При этом я ничего не меняла, ни в узорах, ни в цветах. Именного этого мне и хотелось, сохранить культуру этого народа в первозданном виде и сделать подарок в виде такого прекрасного изделия.

Вы часто ходите в музеи? Зачем вообще люди ходят в музеи?

Когда выдаётся свободная минутка, с удовольствием их посещаю. А за всех не скажу, не люблю обобщений.

Скажите за себя.

Я люблю прицельно ходить в музеи, со смыслом. Когда я приезжаю в другой город или другую страну, мне интересна культура этого места. И я смотрю, что пишут художники, какие сюжеты у картин, какие при этом используют краски, какую технику. И через картины, скульптуру, архитектуру, музыку, танцы, многое понимаю о людях этой страны. Либо иду на выставку конкретного художника, когда мне интересен его стиль написания картин.
Если человек смотрит картину, и она ему нравится, то точно что-то хорошее происходит в его душе, она становится чище, светлее, добрее. А может, он вдохновится настолько, что и сам начнёт творить. Вот если это происходит – отлично! Значит и он не зря посетил музей, и художник не зря старался. А если в музеи ходить для галочки, поселфится – то мне это не близко.

Имеет ли значение, смотрим мы на подлинник или на репродукцию? Есть ли у подлинника какое-то особенное качество?

Настоящесть. Копия тоже может быть очень хорошей. А вот репродукция – мертвая, не живая. Я категорически против постеров. Лучше потратиться, купить картину малоизвестного художника, она будет недорого стоить, но в ней будет душа человека, а не типографский оттиск бездушной машины.

Что это за чудесная эманация? Ведь мы понимаем, что картина состоит только из материальных компонентов. Что же передает «живую душу» художника?

Энергия художника. Когда человек долго пользуется предметом, он «отдаёт» ему своё состояние и предмет сохраняет в себе отпечаток его души. Это пока не доказано никакой наукой. Но я точно знаю, что это существует. Я и сама могу многое сказать о человеке, если в моих руках предмет, который тот любил и долго пользовался им. А на Тибете, откуда и пришла техника создания мандал, именно так выбирают лам. Созданная же картина несёт в себе энергию мастера, часть его души.

Душа есть у каждого человека, а есть ли она у человечества? Какая-то общая душа?

Думаю, что есть. Есть Душа Земли, планеты. И если она есть, то она сейчас тяжело болеет. Я бы сказала, онкологией, если смотреть на то, что мы делаем сейчас с природой и с другими людьми. Мы разрушаем себя изнутри сами.

У Вас пессимистичный взгляд на будущее?

Он реалистичный. Мы должны научиться договариваться и ценить каждого человека, ставить целью общее выживание и гармоничное сосуществование со всеми, несмотря на то, что мы такие разные. А если мы будем ставить в приоритет личную наживу, то конец будет печален. Это собственно происходило уже и не раз. Может быть мы всё-таки научимся уважать себя, мир, планету и не доведём её до очередного апокалипсиса?

Что такое духовность, надо ли развивать в себе это качество и зачем?

В своё время я пришла к тому, что для меня понятие духовности очень близко к понятию нравственности. Человек способен на многое в плане своего развития. Он может быть талантлив во многих областях, увлекаться эзотерическими практиками, но самое главное то, как он относится к окружающим его людям: к близким и не очень, к детям и старикам, к своей стране и к другим странам, к планете в целом.

А арт-терапия помогает «вырастить» у безнравственного человека нравственность?

Безнравственные не приходят к арт-терапевту. Поэтому вопрос, поможет ли именно арт-терапия, риторический. А вот искусство, думаю, поможет.

А кто вообще не приходит?

Тот, кто находится на другом витке развития. Это труд его души и его крест. Если человек пока в другом процессе, то для самопознания и саморазвития ему нужны другие инструменты. Как психолог я могу понимать, что кто-то «не туда идет», можно за этим наблюдать, но не более того. У психологов есть принцип: не помогай, пока не попросят. Не надо вмешиваться в чужую жизнь, если тебя не зовут. Не надо указывать, что и как делать другому. У каждой души своя задача, свой темп решения ситуаций, свои методы. Единственное исключение составляют форс-мажорные обстоятельства, когда жизни человека угрожает реальная опасность, тогда стоит вмешаться. А в остальных случаях приходят те люди, которые чувствуют душевную близость. И тогда можно им помочь, даже просто своим присутствием. Арт-терапия – тонкий инструмент, поэтому чаще к ней обращаются люди эмоциональные, художественного склада и тонкой душевной организации.

Вы принимаете участие в выставках?

Да, с большим удовольствием. Ведь это возможность показать, что написано за последнее время, услышать оценку профессионалов и любителей, посмотреть на работы других мастеров, поучиться у профессионалов. На выставки приходят интересные люди и есть возможность познакомиться с ними ближе. Осуществить потом новые совместные проекты.  А, если кто-то после выставки приходит на мои мастер-классы и впервые после школы берёт в руки кисти и краски, погружаясь в прекрасный мир творчества, я очень рада.
Я верю, что среди художников нет злых людей. Конечно, художник может выплеснуть на холст свои бурные чувства, это бывает. Но так, чтобы он сознательно желал кому-то зла – нет. Мне не приходят в голову имена великих злодеев, которые бы писали прекрасные картины. Не будем говорить об Адольфе Гитлере. Если бы он продолжал заниматься живописью, то, может и не было бы этой ужасной войны.
Терапевтический аспект творчества в том и состоит, что человек может излить свои внутренние переживания на бумагу, холст, не принося вреда ни себе, ни окружающим. Не думаю, что надо такие картины продавать, потому что любая работа несет в себе эмоциональный заряд. Хотя, может, для кого-то другого и этот «отрицательный» заряд важен и принесёт пользу, как горькая таблетка. Но я так точно не сделаю. Я еще могу музыку написать в каком-то смятённом состоянии, но картину точно не стану. Живопись для меня – это нечто прекрасное, радостное, тонкое и очень светлое.

По складу ума Вы – философ, исследователь. В Вашем творчестве Ваши исследования проявляются?

Пока нет.

Почему? Это неготовность: интеллектуальная, душевная, – или Вам не хватает умения это воплотить?

Пока мои мысли и идеи я реализую в программах развития персонала, в тренингах, в коуч-сессиях. В живописи, может быть, это воплотится когда-нибудь в сюрреализме. Но не сейчас. Пока живопись для меня отдохновение от повседневных задач, переключение, расслабление. И я не хочу излишне перегружать её своими идеями.

Что Вы будете делать, когда выйдете на пенсию? Рисовать? Ведь у художников нет пенсионного возраста.

И у психологов нет. С возрастом ценность психолога только повышается, ведь у него становится все больше опыта, больше знаний и практики. Я надеюсь, что мне всегда будет интересен мир и люди. Я ведь пишу картины не для того, чтобы сделать просто что-то красивое.  Природу не переплюнешь, она все равно – лучший создатель. И живопись для меня в первую очередь это общение со своей душой и с душами других людей. А если я не ослепну, не оглохну и буду продолжать двигаться в старости, значит буду петь, рисовать и танцевать! Общаться с людьми на этом прекрасном поэтичном языке цвета, света, пространства, форм. Язык искусства для меня един. Это язык любви! Я не смогу реализовать только что-то одно, жертвуя другим.

https://vitroshop.livejournal.com/91367.html

1 сентября 2019 года сайту Объединения приозерских художников исполнился один год. Благодаря спонсорской помощи руководителя ООО "Альянс" г. Приозерска Иванова Леонтия Васильевича  и разработчику сайта Захарову Борису Львовичу, он стал работать. ООО "Альянс" является партнером компании "1С", специализируется на разработке, дистрибуции, издании и поддержке компьютерных программ делового и домашнего назначения, поставке и ремонту компьютерной техники.

Сегодня мы беседуем с администратором сайта Объединения приозерских художников  Лихманюк Татьяной Леонидовной.

- Расскажите, кому принадлежит идея создания сайта?

- Идея создания сайта принадлежит руководителю изостудии Полетаеву Евгению Валентиновичу. Его предложение подхватили все художники. В России количество пользователей интернетом растет с каждым годом. Задача сайта Объединения приозерских художников - улучшение информационного обеспечения. Новости о деятельности наших живописцев через сайт доносятся быстро, свободно, бесплатно и круглосуточно. Возможности интернета позволяют в полной мере использовать не только текст и фотографии, а также аудио и видео информацию.

- Татьяна Леонидовна, какие рубрики можно посмотреть на сайте?

- На сайте "Художников Приозерья" в первую очередь можно познакомиться с художниками Объединения и их работами, узнать о ближайших планах и прошедших событиях, мастер-классах и интересных творческих людях. По  контактной  информации можно проконсультироваться или сделать заказ на написание портрета или картины.

- Что сделано за этот год?

-  На сайте разместили информацию о себе 30 художников. Освещаются художественные выставки, в том числе и персональные. Наши читатели открывают для себя новые имена. Благодаря сайту, растет количество членов Объединение приозерских художников, и это радует.  Поступают звонки от жителей об уточнении каких-либо мероприятий. Информация разносится по интернету. Часто статьи с нашего сайта печатаются в районной газете "Приозерские ведомости". Надеюсь, что сайт "Художники Приозерья" будет развиваться и станет  популярным среди пользователей в дальнейшем.

Беседу вела Фунтова О. Сентябрь 2019 г.

16 мая 2019 года в 12.30 в Киноконцертном зале г. Приозерска состоялось торжественное открытие выставки картин участников студии флористики "Волшебная соломка" из г. Санкт-Петербурга под руководством Энгельке Георгия Павловича. Многие выставки студии побывали в разных городах России и за рубежом. Впервые свои работы художники "Волшебной соломки" привезли в г. Приозерск. На открытии выступил руководитель студии Энгельке Георгий Павлович, состоялся просмотр картин и концерт певицы, лауреата Международных конкурсов Дарьи Святовой.

Соломенная выставка под названием "С чего начинается Родина" посвящена празднику Победы. На выставке представлено много работ, посвященных блокадному Ленинграду. Зима, блокада, бомбёжки. Обстрелы, голод, холод. Не было хлеба, света, тепла, воды. И всё-таки Ленинград жил и героически боролся.

 

Эта тема очень близка Георгию Павловичу Энгельке, потому что он родился в г. Ленинграде перед войной, в 1942 году пятилетним мальчиком был вывезен по Дороге жизни из блокадного Ленинграда, что произвело на него неизгладимое впечатление. После войны Георгий Павлович вернулся в Ленинград. Учился, работал. Однажды в конце 70-х годов в Этнографическом музее он впервые увидел картины из соломки. С тех пор творчество стало для него любовью всей его жизни. Художник посвятил искусству более 50 лет.

      

Выставка картин из соломки "С чего начинается Родина" будет открыта до конца мая 2019 года. Посетите выставку, вам будет интересно.

Информация и фото предоставлены Чумак Е. Май 2019 г.

Я нередко заглядываю в Приозерскую детскую библиотеку, потому что сама когда-то работала в этом красивом, светлом, современном дворце знаний. Здесь всегда уютно, интересно, красочно, комфортно. Регулярно устраиваются праздники, беседы о книгах и журналах, конкурсы, встречи с писателями, выставки и спектакли. При детской библиотеке существует читательское объединение "ЧО". Ведётся электронная страница в Контакте. В этом месте работают инициативные, энергичные, с большим багажом знаний, выдумкой и неуёмной фантазией энтузиасты, профессионалы своего дела. Многие дети нашего города воспринимают поход в библиотеку, как радостное событие, приключение, которого ждут с нетерпением.

В преддверии Общероссийского дня библиотек мне удалось пообщаться я заведующей Приозерской детской библиотекой Скариной Ольгой Анатольевной.

- Ольга Анатольевна, я вижу в библиотеке имеются не только необходимые детям книги, но и несколько картин приозерских художников. Расскажите, как они к вам попали?

- Все картины, которые Вы видите в Детской библиотеке - это подарки приозерских художников, которые являются нашими друзьями, такие как Полетаев Евгений Валентинович, Кондаков Константин Михайлович, Лескина Евгения Геннадьевна и даже коллегами - Лихманюк Татьяна Леонидовна.

- Ольга Анатольевна, я знаю, что Вы сами очень хорошо рисуете. Это помогает Вам в работе?

- Насколько я хорошо рисую, не могу сказать, так как серьёзных работ у меня нет. Но рисовать я люблю, и это очень помогает мне в работе для оформления выставок, для организации библиотечного пространства, для создания декораций и костюмов, так как у нас в библиотеке проходит много театрализованных мероприятий.

Рисовать мне нравилось с самого детства, и я после окончания школы поступала на отделение моделирования и конструирования одежды Ленинградского техникума легкой промышленности. Я мечтала стать художником-модельером. Но судьба распорядилась по другому. Я стала работать в Приозерской детской библиотеке, окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства.

- Ваша мечта не осуществилась?

- Осуществилась, но как хобби. Когда я училась в старших классах, увлеклась шитьём. Хотелось красиво одеваться, но в магазинах модные вещи были в дефиците. Сама себе шила платья, в том числе и выпускное. Затем, когда родилась дочь, а это были лихие 90-е, я перешивала из старых вещей наряды для дочери. Недавно появилась на свет моя любимая племянница. Мне очень захотелось сшить для неё какое-нибудь необыкновенное платье. И понеслось, не могу остановиться. Я получаю от моделирования и пошива одежды необыкновенное удовольствие.

   
    

- Как появляются на свет Ваши творения?

- Я штудирую литературу, современные модные журналы. Фантазирую, делаю зарисовки. Если понравилась ткань, рассуждаю, как и с чем она будет лучше смотреться. Крою и шью платья для девочек и даже на кукол. У меня появились заказчики. Существует группа в Контакте, где выставляю фотографии изделий. Их можно увидеть также в электронной группе Бурда моден.

- Ольга Анатольевна, есть ли у Вас ещё какие-то увлечения?

- Увлечений очень много. Я веду активный образ жизни. Летом езжу на велосипеде, зимой хожу на лыжах, занимаюсь калланетикой. На даче выращиваю цветы, украшаю сад альпийскими горками. Ещё я изготавливаю оригинальные интерьерные тильда-игрушки и тильда-куклы.

- Ольга Анатольевна, у Вас очень наполненная жизнь. Спасибо за беседу.

Вы всегда в поиске новых задумок и идей. Никогда не расставайтесь с вдохновением!

Беседу вела Крылова Т., фото из личного архива Скариной О. Май 2019 г.

Интервью от 22 января 2019 года с Ингой Владимировной Дубовцевой.

- Инга Владимировна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Сама  я родом из  Калининского района Краснодарского края. Жила там с родителями до 12 лет. В 1998 году переехала к родственникам в г. Приозерск. Окончила среднюю общеобразовательную школу № 5 и поступила на первый курс Областного педагогического университета. В 2008 году выпустилась, имея диплом по специальности "Учитель истории и обществоведения", и пришла работать в музей, где тружусь по настоящее время. Работаю старшим научным сотрудником и параллельно исполняю обязанности директора Музея-крепости "Корела". Давно интересуюсь историей края и города Приозерска, в частности, прошлым нашей знаменитой крепости. Увлекаюсь археологией и этнографией народов Северо-Запада России. В своё время стала изучать финский язык. На данный момент владею им на уровне перевода со словарём, то есть какие-то источники на финском языке по истории Приозерска и окрестностей могу использовать в своей профессии.

- Я слышала про отряд поиска, в котором Вы принимаете участие.

- Это моя общественная работа. Я с 2008 г., ещё с университетских времён, участвую в поисковом отряде "Красногвардейск", наименование которого произошло от прежнего советского названия города Гатчины. Отряд входит в состав известного общественного объединения "Поисковое движение России". "Красногвардейск" работает на территории всей Ленинградской области: в Приозерском, Гатчинском, Кировском, Выборгском и других районах. Мы побывали в исследовательских экспедициях практически на всей территории Ленинградской области, где проводилиcь бои. Занимаемся поиском пропавших без вести солдат времён Великой Отечественной войны. Разыскиваем тех, кто воевал на Карельском перешейке в Советско-финскую войну в 1939-40-х годах, когда в Приозерском районе велись интенсивные боевые действия, кто был убит, но так и не был захоронен, пропал без вести.

 

- Чем Вы ещё увлекаетесь?

- Человек я, в принципе, творческий. Увлекаюсь рукоделием. Чего только не перепробовала в своей жизни. В основном, самостоятельно обучалась каким-то ремёслам. Мне больше всего интересны традиционные промыслы реконструкторского характера. Я освоила, например, ткачество поясов на бёрдышке, одно время занималась бисероплетением. Тоже училась самостоятельно по интернет-сайтам и какое-то время делала реплики традиционных русских украшений из бисера: всевозможные серьги, браслеты и так далее. Довольно интересный процесс. Увлекаюсь цветоводтвом, выращиваю орхидеи и кактусы.

- Инга Владимировна, как Вы познакомились с участниками Объединения приозерских художников?

- С Объединеним приозерских художников познакомилась в ходе профессиональной деятельности, работая в музее, потому что одним из главных направлений моей работы является выставочная деятельность, организация, подготовка временных выставок. На этой почве я и сошлась с художниками нашего города и района. При мне зародилась традиция организовывать ежегодные выставки, приуроченные к местному празднику "День художника", который проводится у нас в последнее воскресенье июня. Я непосредственно принимаю участие в организации этой выставки. Многие художники из Объединения успели за то время, что я тружусь в музее, организовать персональные выставки. Нам нравится эта традиция, и в дальнейшем мы будем её поддерживать. Если появятся новые имена, мы с удовольствием будем знакомить с ними наших посетителей. Перспективы очень привлекательные, потому что в таком маленьком городе, как Приозерск, необходимо поощрять творческую направленность, тем более, что у нас сильное художественное крыло в районе, очень много хороших художников, профессионалов, работы которых могут конкурировать на должном уровне с работами других мастеров. К празднику "День художника" в Крепости-музее "Корела" непременно выставляются новые работы, что делает выставку интересной, нескучной и перспективной. Мы очень рады этому сотрудничеству.
- Инга Владимировна, большое спасибо за интервью.

Беседу вела Никитина А., фото из личного архива автора.

Эти нежные строки написала Мария Кварацхелия. Многие знают её, как молодую талантливую художницу, знакомы с её картинами, но не все имеют представление о том, что Мария является членом литературного объединения "Приозерье", пишет искренние, талантливые, добрые стихи, печатается в районной газете "Красная звезда", в журнале "Невский альманах". В 2008 году вышел первый сборник её стихотворений "Сердце, миру открытое".

Стихи, сонеты, притчи Марии вдохновенны. Они о морале, совести, любви. В них не просто строчки о природе, в них целый маленький рассказ о жизни. Несмотря на возраст поэта, можно назвать их взрослыми, глубокими, вдумчивыми. Это и великолепные притчи "Две шкатулки", "Легенда о правде" (отрывок):

Очень проникновенное стихотворение "Девочка очень любила рассвет" (отрывок):

- Мария, помните своё первое стихотворение? В каком возрасте Вы его сочинили?

- Я помню несколько стихов из первых. Началось всё это лет в одиннадцать. Это были рифмовки - что вижу, то и говорю. Помнятся стихи о природе, о моих животных, о подводниках, о Надежде Дуровой.

- Мария, мне очень нравится одно из ранних Ваших произведений "К Элизе". Считаю его одним из лучших:

- Как Ваши близкие относятся к Вашему поэтическому творчеству? Поддерживают ли они Вас?

- Мои родные - мама и муж - поддерживают меня во всех устремлениях, в том числе и в поэзии. Но у меня есть двое деток, которые заполняют моё пространство, и которым нужно очень много внимания.

- Мария, Вы являетесь членом литературного объединения "Приозерье". Думаю, что большое влияние на Ваше творчество оказал председатель объединения Владимир Иванович Аксёнов. Можете ли Вы назвать его своим учителем? Кто помогает Вам сейчас в Вашем становлении поэта?

- Владимир Иванович Аксёнов был и является сейчас моим единственным наставником. Мы познакомились в 2008 году. В тот год мы с моей мамой собрали накопившиеся стихи и напечатали мой первый сборник "Сердце, миру открытое". Когда я пришла к Владимиру Ивановичу с этим сборником, он сказал: "Вся книга, как одно стихотворение. Да и не поэзия это, а рифмовки, лозунги. Но есть строчки, которые мне показывают, что у тебя есть способности. Значит, есть зацепка. Сохрани эти строчки и начни сначала". Так я начала расписываться. В то время очень помогало общение с Екатериной Игнатьевой и Ильёй Козловым (ученики В.Аксёнова). Были первые успехи. Но вскоре я вышла замуж, появились дети... Сердце наполнилось, и я перестала писать. Семь лет тишины. А год назад всё вернулось. Благодаря частым звонкам Владимира Ивановича, а также одному удивительному человеку, который дал возможность взглянуть на мир под новым углом. Владимир Иванович верит в меня, но я еще не встала "на крыло" и не оправдала его надежд. Очень хочется успеть перенять его опыт, расписаться, чтобы он был мною доволен. Владимир Иванович - большой Человек и Учитель, который безвозмездно отдаёт себя поэзии и своим ученикам. Он помогает каждому из нас найти себя, свой неповтормый стиль. Поэзия В.Аксёнова, Е.Игнатьевой, С.Андрияхина совершенно разная, но все они замечательные поэты!

- А что Вас ещё вдохновляет? Переживания влияют на творчество?

- Что меня вдохновляет? Знаете, бывает такое состояние, когда чувствам становится тесно, когда разрывает изнутри. Вот тогда появляются стихи. Но они могут быть и тренировочными. Это то же самое, что делать наброски, которые помогают развиться связи глаза с рукой и дают возможность быть более точным и смелым в длительных рисунках. Ведь и поэзия, и живопись, и графика - это не только вдохновение! Это колоссальный труд. При этом, как в добыче золота, много отходов и мало результата. И нет предела совершенству.

- Спасибо, Мария, за беседу. Хочется пожелать Вам, чтобы яркие чувства, идеи, образы вспыхивали чаще, эмоции взрывались, и на свет появлялись Ваши стихи и картины.

Беседу вела Лихманюк Т., фото из личного архива Кварацхелия М., март 2019 г.

 

В гости к Приозерским художникам заглянул хороший знакомый Свирдун Михаил Петрович.

Михаил Петрович свою жизнь связал с искусством и культурой. Он окончил факультет хореографии в Хабаровском институте культуры. В г. Приозерск приехал в 1980 году и так и остался жить и работать в этом прекрасном городе. Работал в районном Доме культуры (в те годы он располагался в Кирхе), в школе № 5, в музыкальной школе, в пгт Кузнечном, где преподавал хореографию, ритмику, танец. Михаил Петрович небогатый человек, но вот уже много лет он покупает картины не только Приозерских художников, но и художников из других городов. По словам Михаила Петровича их более пятидесяти.

- Михаил Петрович, что сподвигло Вас на собирание, коллекционирование картин?

- Так как я человек, интересующийся искусством, посещаю много выставок. В 1985 году в Приозерском клубе при ПМДК (ныне "Карнавал") свои работы выставляли художники Санкт-Петербурга. Произведения живописи можно было купить. Мне очень понравились Петербургские городские пейзажи, и я приобрел две картины. Они до сих пор у меня сохранились. С них началась моя коллекция. По случаю я стал покупать картины известных Приозерских художников: четы Полетаевых Марины Евгеньевны и Евгения Валентиновича, их дочери, Владимира Городилова, Абаева Сослана, Лаврентьевой Тамары, отца и сына художников Шмойловых и других.

- Рисуете ли Вы сами?

- Нет, сам я не рисую. Рисовал я только в детстве. Мне это не дано, но я умею ценить прекрасное.

- Михаил Петрович, есть ли у Вас любимая картина?

- Одной любимой нет. Мне нравятся многие полотна художников Полетаевых, Городилова В., ранние работы Сослана Абаева, они очень красивые, яркие, самобытные.

- Спасибо, Михаил Петрович, за беседу. Хочется пожелать Вам процветания и увеличения Вашей коллекции.

                                                                                                       Беседу вела Лихманюк Т., фото Полетаева Е., ноябрь 2018 г.

 

  У нас в гостях очередной гость - Будеева Мария Леонидовна, начинающий поэт и художник. Мария уроженка города Приозерска. Окончила художественную школу, начинала своё обучение у Полетаевой М.Е., продолжала у Лаврентьевой Т.В. После окончания школы училась в реставрационно-художественном лицее г. Санкт-Петербурга, далее в Университете культуры на факультете музееведения. В 2017 г. окончила Академию художеств по направлению искусствоведения. Имеет множество дипломов и грамот в художественных конкурсах, печатается в журналах по искусству. За участие в юбилейном конкурсе, посвящённому жизни А.С.Пушкина, получила благодарственное письмо от его потомка. Стихи пишет с детства. Укладывая спать младшего брата, рифмовала всё на свете. Без этих стихов брат не хотел засыпать. В 2018 году участвовала в поэтическом конкурсе-фестивале "Берега дружбы" в Ростове-на-Дону и в конкурсе на премию В.В.Бианки. В настоящее время является внештатным иллюстратором издательства "РИПОЛ".

   

 

- Мария, недавно вышла Ваша первая детская книжка стихов "Лесные истории", которую Вы сами иллюстрировали. Кому, в первую очередь, Вы посвятили эту книгу?

- Сборник стихов "Лесные истории", хотя я и создала его в подарок одному очень хорошему человеку, конечно же я посвятила своей семье, своим маленьким племянникам. Когда я работала над "Лесными историями", думала о том, как оценит мой труд мама, ведь она заведующая детской библиотекой и большой знаток детской литературы.

- Мария, как встречают детский сборник стихов "Лесные истории" взрослые и дети?

- На фестивале в Ростове-на-Дону я выступала с "Лесными историями" перед ребятами в детском лагере. Их реакция меня очень порадовала и как поэта, и как художника. Они не только внимательно слушали стихи и обсуждали их со мной, но и с огромным интересом рассматривали мои иллюстрации. Узнав, что их рисовала я, ребята захотели, чтобы я вместе с ними всё-всё рассмотрела в книжке. Взрослые тоже с интересом рассматривают "Лесные истории". Мне однажды прислали видео, где папа читает своему полугодовалому сыну мою книжку, а малыш внимательно смотрит на яркие картинки. А недавно дочь друзей прочитала мне наизусть почти всю книжку. Это было так здорово! Когда твоим творчеством искренне интересуются - это высшая похвала.

- Я знаю, что у Вас есть чудесные детские стихи из цикла "Истории из чулана". Будете ли Вы выпускать новый сборник стихов со своими иллюстрациями?

- "Истории из чулана" - это забавные истории о тех вещах, которые хранятся и пылятся в кладовках и чуланах. Эти стихи написаны для ребят постарше. Для отдельной книги этих "историй" пока маловато. Я работаю над этим. Но кое-что уже начала иллюстрировать.

 

- Вы рисуете чудесные авторские открытки. Расскажите о них.

- Открытки я начала рисовать совершенно случайно. Это была новогодняя серия. Напечатав пробную партию, я увидела, что они нравятся людям. Меня это очень воодушевило. К 8 Марта я создала ещё одну серию открыток. Сейчас работаю над Петербургским циклом. Главными героями всех моих открыток являются зайцы. Они весёлые и очень добрые.

- Спасибо, Мария, мы будем следить за Вашими творческими успехами, и я их Вам желаю!

Беседу вела Лихманюк Т., фото из личного архива Будеевой М., октябрь 2018 г..

У нас в гостях добрый друг художников Приозерья Зоя Васильевна Петушкова, заведующая Приозерской городской библиотекой. Зоя Васильевна интересуется искусством, любит поэзию, заядлая театралка. После окончания Ленинградского института культуры по собственному желанию приехала в г. Приозерск и начала работать в детском отделе районной библиотеки, где создала клуб поэзии "Эвтерпа". В 1979 году перешла на работу в читальный зал городской библиотеки, а затем стала её заведующей. За это время собрала в библиотеке одну из самых лучших коллекций книг по искусству, устроила оранжерею редких растений в витрине библиотеки. Городская библиотека всегда была культурным центром г. Приозерска. Здесь проходят встречи с актёрами, художниками, поэтами и писателями. В городской библиотеке существует маленькая картинная галерея приозерских художников.

- Зоя Васильевна, кому пришла идея создать постоянную выставку художников в стенах библиотеки?

- В 1992 году, когда я работала в читальном зале городской библиотеки, ко мне обратился художник Полетаев Евгений Валентинович с предложением сделать выставку наших художников постоянной экспозицией. Все работники библиотеки поддержали эту идею. У нас выставлялись такие художники, как Шмойлов В.И., Хребтов В.Ф., семья Полетаевых, Лаврентьева Т.В., Повелко А. и многие другие. Разыгрывались художественные лотереи, художники жертвовали свои картины на подарки победителям различных конкурсов.

 - Зоя Васильевна, в городской библиотеке стало традицией открывать ежегодную Рождественскую выставку картин. Расскажите об этом.

- Рождественская выставка картин ежегодно открывается 8 января. Так получилось, что 8 января городская библиотека отмечает своё открытие. Библиотека открылась 8 января 1945 года, когда продолжалась Великая Отечественная война. Город был освобожден, и одним из первых постановлений было открытие городской библиотеки. Так как у нас дружеские отношения с нашими художниками, мы соединили два праздника и отмечаем их совместно.

 

 - И скажите несколько слов о мастер-классах приозерских художников.

- В стенах городской библиотеки с 90-х годов устраивались персональные выставки декоративно прикладного искусства, тогда такое искусство считалось мещанским. Сейчас, когда поняли, что теряется самобытность нашего народа, это искусство стало популярным. Свои прекрасные работы выставляли наши мастерицы Плющ Н.Л., Укконэ Л.А., Хейткова Е.Л., Причко Л.П., Пашкина А.А и многи другие. В последнее время мы не только стали устраивать выставки, но и проводить мастер-классы по рисованию картин шерстью, проводимые Чумак Е. и Выгловской Е. В планах другие мастер-классы, в ближайшее время хотим организовать мастер-класс по бисероплетению.

- Зоя Васильевна, спасибо Вам за сотрудничество, надеемся, что оно продлится многие годы.

   
Беседу вела Лихманюк Т., Фото Максимова О. и из архива гор.библиотеки, сентябрь 2018 г.